Социология и музыка
Социология музыки – это такая научная дисциплина, которая изучает самые разнообразные аспекты социализации музыки, а также занимается систематизацией коммуникативных и социокультурных функций музыки, разнообразия её форм и проявлений. Эта наука является частью социологии искусства.
Это междисциплинарная наука, которая относится одновременно к социологии и истории, культурологии и педагогики, музыкознания и психологии. От поставленных задач и вариантов их решения можно выделить несколько основных направлений в социологии музыки.
Теоретическое – в его рамках исследуются общие закономерности взаимного действия социума и музыкального искусства. Это направление также проводит т.н. социально обусловленную каталогизацию и типологизацию различных музыкальных культур.
Историческое – в его рамках обобщаются и изучаются факты, которые относятся к чисто историческим аспектам музыкальной сферы жизни человечества.
Эмпирическое – в его рамках проводится сбор социологически значимых статистических данных.
Кроме того, в социологии музыки немаловажную роль играет особая необходимость в правильной дифференциации потребляемого слушателями контента по его социально обусловленным характеристикам и типичным признакам, которые бы с легкостью позволяли для конкретного вида музыки определить наиболее адекватную целевую аудиторию, которая отвечает наибольшим социофункциональным критериям восприятия предлагаемого конкретной аудитории музыкального материала.
Огромное значение в социологизации музыки уделяется процессу сбора полевых статистических данных о количестве тех или иных респондентов определенных музыкальных мероприятий, об объемах продаж на свободном рынке тех или иных единиц музыкальных носителей данных, а также о всевозможных явлениях и процессах, которые происходят в сфере любительской и профессиональной музыкальной индустрии.
Если взирать с точки зрения психологии, ключевой интерес вызывают следующие вопросы из отрасли науки. Это определение характерных механизмов формирования у широких масс людей художественного восприятия музыки. Сюда же относится разработка самых эффективных форм и программ культурно-музыкального воспитания. Это и определение характера и степени востребованности той или иной музыки как в целом во всем обществе, так и в какой-либо отдельной субкультуре. В свою очередь, вышеописанные манипуляции вызывают причины востребованности той или другой музыкальной продукции среди населения. Исследование разного рода данных и фактов, которые связаны с влиянием музыки на течение тех или иных процессов в социокультурной сфере. Выявление исторических и что характерно, социально обусловленных вполне логичных закономерностей в трактовках исполнения определенных музыкальных произведений. Также изучаются проблемы степени доступности музпроизведений для массового потребителя. Классификация, а также типологизация определенных структуральных особенностей, атрибутов и компетенций конкретно определенной слушательской аудитории.
Первые зачатки зарождающейся социологии звука и музыки легко найти в трудах и работах античных писателей и мыслителей. Прежде всего, это касается Аристотеля и Платона, которые осуществляли социальную каталогизацию слушателей музыки по критериям их степени восприимчивости к музыке. Они фиксировали довольно сильное влияние музыкального искусства буквально на весь уклад культурно-общественной человеческой жизни, в том числе и на сферу воспитания, управления государством и образования.
Некоторое внимание вопросам социологизации музыки уделяли и представители неопифагорейской и неоплатонической школы, в том числе и значимые мыслители поздних античных времен и средневековья – Августин Аврелий, Магн Аврелий Кассиодор и Торкват Северин Боэций.
Если заглянуть дальше, то в работах французского теоретика музыки Йоханнеса де Грохео в достаточно подробном виде дается классификация всевозможных форм, жанров и видов музыки на основании их типично социальных функций и условий пребывания в данном конкретном обществе.
Если говорить про социологов эпохи Возрождения, то тут следует выделить итальянца Бальдассаре Кастильоне, фламандца Йоханнеса Тинкториса, а также известного испанского органиста, композитора и теоретика музыки Франсиско Салинаса.