О творчестве Софии Ротару

Личная книга рекордов

Ее голос звучит почти полвека, не одно поколение выросло на ее песнях, которые нравятся и молодым и пожилым, ее имя знакомо всем – София Ротару. Феномен советской эстрады, она во многом была первая, накопив собственных рекордов на личную книгу Гиннеса. Она признана в разных странах, и этот успех - результат труда и желания делиться эмоциями.

София Ротару первая спела речитативом, начала использовать компьютер в аранжировке, первой вышла на сцену в брючном костюме, первая эстрадная певица, награжденная званием «Народный артист СССР» (еще в советское время она последовательно получила звания Заслуженной артистки Украинской ССР, народной артистки Украинской ССР, народной артистки Молдавской ССР и наконец – всесоюзное признание). Она спела 83 песни на 38 фестивалях «Песни года» – абсолютный рекорд. В 2000-м году Киев признал Ротару «Человеком года» и «Лучшей украинской эстрадной певицей ХХ века». В ее репертуаре более 400 песен на русском, украинском, молдавском, польском, сербском, болгарском, английском, немецком, итальянском, французском, испанском языках. Сегодня она – самая высокооплачиваемая певица среди артистов бывшего СССР.


Голос

Её необычный голос привлек внимание сразу: контральто с диапазоном больше трех октав, переходящий в сопрано, так что певице доступны были не только эстрадные песни, но и оперные арии. Позже она их спела. На испанском – «Целуй меня крепче» (сборник «Ночь в опере»).
Молодую певицу заметили сразу, причем уже признанные мэтры: Людмила Зыкина назвала Софию «певицей с великим будущим», Дмитрий Гнатюк сказал землякам: «Это ваша будущая знаменитость», а Андрей Вознесенский написал про нее стихотворение «Голос»:
Ловите Ротару
в эфирной трансляции,
ловите тревогу
в словах разудалых.
Оставьте воров,
милицейские рации,—
ловите Ротару!

Земляки же назвали ее «Буковинский соловей».

 

Начало

София Ротару выросла в большой молдавской семье в маленьком поселке и петь начала с детства. Позже в интервью она остроумно ответит журналисту, спросившему, не с пеленок ли она начала петь: «В пеленках не могла: соска мешала» (1978).
Путь на большую сцену для Софии начался в 1962 году на родине с победы в районном (Черновицком) конкурсе самодеятельности, через два года – республиканский конкурс народных талантов в Киеве – и снова победа и фото на обложке журнала «Украина», а скоро – и выступление в Кремлевском дворце. 
То фото увидел ее будущий муж, Анатолий Евдокименко, когда служил в армии, он тоже был музыкант, отслужив, нашел Софию, их творческий и семейный союз с тех пор был неразрывен. Именно он придумал аранжировку ее песен эстрадным оркестром, а не скрипками и цимбалами, как было раньше.
После окончания музыкального училища Ротару поехала в составе советской творческой группы на IX Всемирный фестиваль молодежи и студентов (Болгария), результат – золотая медаль и первое место в конкурсе исполнителей народных песен. К 21-летней певице пришла слава...
«Червона рута» – аленький цветочек
В 1971 году на Украине выходит музыкальный фильм «Червона рута» с Софией Ротару в главной роли, одноименная песня, написанная молодым композитором Владимиром Ивасюком, делает певицу знаменитой. В песне речь идет о цветке руты, который, согласно украинскому поверью, меняет цвет с золотистого на красный в ночь на Ивана Купалы. Сорванный в этот момент, цветок обладает привораживающей силой. Песня эта стала для Софии личным аленьким цветочком: ее пригласили работать в Черновицкой филармонии со своим ансамблем, который певица так и назвала – «Червона рута». А сама песня и до сих пор остается визитной карточкой Ротару, несмотря на то что ее «пробовали на зуб» и Ани Лорак, и Таисия Повалий.
С года выхода «Червоной руты» – 1971 – София отсчитывает свою профессиональную деятельность.

 

Репертуар

Следующие десятилетия – расцвет творчества Софии Ротару, признание ее таланта не только российскими, но и зарубежными слушателями и профессионалами.
Все огромное и многогранное творчество певицы можно разделить на три вида: патриотические, или «серьезные», народные и лирические песни.
Патриотические песни Ротару, звучащие в Кремлевском дворце на концертах, посвященных ноябрьскому и майским праздникам, можно назвать шедеврами советской патриотической песни. 
Не только сильный голос певицы, но и ее неподдельные эмоции делали эти песни значимыми для любого человека. В очередной первомайский «Голубой огонек» телезрители услышали песню «Родина моя», ряд местоимений из которой хотелось повторять вместе с певицей, и каждый знал, что она поет и о нем:
Я, ты, он, она,Вместе — целая страна.Вместе — дружная семья,В слове «мы» — сто тысяч «я»Большеглазых, озорных,Черных, рыжих и льняных,Грустных и веселыхВ городах и селах!
Пафос песни, написанной на стихи Роберта Рождественского, не казался излишним: искренние интонации, мимика, жесты певицы, сила голоса в сочетании с простотой исполнения и запоминающейся мелодией заставляли подхватывать каждое слово:
Над тобою солнце светит,Родина моя,Ты прекрасней всех на свете,Родина моя!Я люблю, страна, твои просторы,Я люблю твои поля и горы,Сонные озера и бурлящие моря.
Риторические восклицания в песнях Ротару не делали их напыщенными, ощущения фальши советской песенной поэзии никогда не возникало, когда на сцене была она. Вот и в песне «Счастье тебе, Земля моя!» звучала искренняя любовь ко всей планете и восхищение ее красотами:
Как воспеть эту землю под высокими зорями,С песней белого севера, с небом юга лазоревым,С тем, что в сердце прописано и вовек не стирается?Над седыми Курилами новый день загорается.
Лауреатом «Песни года» в 1979 году стала песня Ротару «Дадим шар земной детям». Написанная на стихи Назыма Хикмета и исполненная вместе с детскими коллективами, песня несла ощущение вечно молодого мира, а сама певица была словно феей, одаривающей детей счастьем быть его повелителями:
Дадим шар земной детям, 
Чтоб радость им принес – 
Пусть с ним играют 
Среди летящих звезд! 
. . . . . . 
Из рук наших дети
Возьмут шар земной, 
Посадят деревья, 
Деревья бессмертья – 
Дадим детям шар земной! 

Ее глубокий голос заставил в 1983 году стать популярным «Гимн демократической молодежи» – песню, созданную на стихи Льва Ошанина еще в 1940-е:
Песню дружбы запевает молодёжь,Молодёжь, молодёжь.Эту песню не задушишь, не убьёшь!Не убьёшь! Не убьёшь!
«Аист на крыше», «Баллада о матери», «Темп», «Смуглянка» – эти песни были не на год или советский период, они актуальны и сейчас, ибо не несут следы времени, они о вечном, они созданы на хорошие стихи и спеты сильным голосом красивой женщины. 
И в постсоветское время София Ротару не уходит от патриотической линии в своем творчестве: в 1997 году она исполняет песню «Москва майская» с группой «Иванушки International» в музыкальном фильме «10 песен о Москве».
Вторая, народная, линия ее творчества была, по сути, первой, выведшей Софию Ротару на большую сцену. Продолжая сотрудничество с украинскими и молдавскими песенниками и композиторами, Ротару постоянно включала в свой репертуар народные песни, которые исполняла на национальных языках. Кроме «Червоной руты», популярными этнопеснями Ротару стали «Кодры», «Песня о моем городе», «Край» и др.
Конечно, певица не была бы так популярна среди советского-российского слушателя, если бы не исполняла песен лирических: о любви, о доме, о временах года, о природе, о музыке, о времени и жизни.
Песни о любви у Софии Ротару очень разные, как и само чувство. «Я тобой называю звезды» и «Я назову планету именем твоим» – о планетарных его масштабах, здесь чувство настолько огромно и светло, что образует целый мир двоих, с его собственными законами тяготения:
Я назову планету именем твоим,И будет мир принадлежать всегда лишь нам, двоим,Твоей безоблачной вселенной – стану я.Ты – любовь моя, ты – любовь моя... 
В репертуаре певицы – целый ряд песен о временном расставании влюбленных, которое воспринимается остро и больно: «Прощальный перрон», «Чайные розы в купе», «Ты улетишь»:
Поезд идет, но не слышу, не вижу,Будто бы сковано сердце морозом.Поезд все дальше, а ты мне все ближе,Только не вяньте, чайные розы. («Чайные розы»)
И конечно, песни-определения любви (такие строчки всегда востребованы и популярны, ведь любовная лирика нескончаема в стремлении вывести все формулы этого чувства):
Любовь всегда и небо и пропасть,
Любовь всегда и смелость и робость,
Любовь всегда чистый туман. («Караван любви»)

Исполненная в 1985 году с Яаком Йолой, песня «Лаванда» до сих пор актуальна своей тематикой, близкой к народным песням: цветок, на сей раз синий, становится средоточием любовных чувств. 
Лаванда, горная лаванда – Наших встреч с тобой синие цветы.Лаванда, горная лаванда.Сколько лет прошло, но помним я и ты.
Кстати сказать, дуэтные исполнения в творчестве Ротару – не редкость. Она пела в дуэте с целым рядом начинающих и популярных артистов: А. Мокренко, Н. Расторгуевым, О. Газмановым, Н. Басковым, В. Меладзе, Л. Лещенко и даже с Аллой Пугачевой («Нас не догонят»). А балет «Тодес» вообще стал популярным благодаря сотрудничеству с Ротару.
Постперестроечное время не убавило популярности певице. Такие композиции, как «Луна, луна», «Было, но прошло», «Дикие лебеди», «Хуторянка», «Засентябрило», «Лунная радуга», «Звезды как звезды», «Ночной мотылёк», «Я ж его любила» и многие другие звучали для россиян по радио и ТВ.
XXI век
С приходом в искусство компьютерных технологий, Ротару начала успешно использовать евро-поп, пробовать себя в рок- и джаз-направлениях, обновляла исполнение своих предыдущих песен, снималась в клипах. Цифровые возможности добавили ее песням нотки волшебства другого мира – мира музыки, где правит длинноволосая брюнетка с правильными чертами лица, всегда молодая и энергичная. 
Шедеврами ее творчества в новом веке стали песни «Небо – это я» и новый вариант исполненной в 1988 году композиции на стихи А. Тарковского «Только этого мало». Три года подряд – 2004, 2005 и 2006 – российские слушатели называли ее самой любимой певицей.
Несмотря на личные потери и трагедии (смерть родителей и мужа), София Ротару продолжила выступать: в юбилейные концерты (в честь 60-летия в 2007 году и 40-летия творческой деятельности в 2011) были включены и популярные хиты, и ремейки, и новые песни.

Язык: