О стихах и стихосложении.
«поэты ведь великие лжецы!» Гомер.
«Происхождение отдельных стихотворений таинственно схоже
с происхождением живых организмов. Душа поэта получает
толчок из внешнег о мира, иногда в незабываемо яркий миг,
иногда смутно, как во сне, и долго приходится вынашивать
зародыш будущего творения, прислушиваясь к робким
движениям еще не окрепшей новой жизни. Всё действует на
ход ее развития и косой луч Луны, и внезапно
услышанная мелодия, и прочитанная книга, и запах цветка.
Всё определяет ее будущую судьбу. Древние уважали
молчащего поэта, как уважают женщину, готовящуюся стать
матерью...»
Николай Гумилев.
Никогда на думал, что в моей жизни наступит момент, когда я из достаточно слабенького поэтишки превращусь в конструктивного критика. Ну, и раз уж так случилось, попробую в простой форме изложить, что меня не устраивает; как надо писать, а как писать вообще нежелательно. Думаю, мои рассуждения, где-то может достаточно резкие, будут полезны широкому кругу читателей; кого-то сподвигнут на нелегкий путь самосовершенствования, а кого-то убедят отвернуться от неблагодарных Мельпомены и Терпсихоры.
Сегодня труднее встретить человека, который чего-нибудь там себе не пишет, чем обычного , так скажем, читателя. Пишут, короче, все кому не лень: кто-то получше, кто-то похуже, и ведь довольны собой — смело размещают свои опусы на страницах блогов, различных соцсетей, даже не задумываясь о том, а хорошо ли, качественно ли получилось. Ну, подумайте сами, вот фасад здания на центральном проспекте, балконы... у кого-то сверкающие панорамные окна... А у кого-то кривые, облезлые рамы с помойки - как Вам это. И ведь не стесняются люди представлять на обозрение прохожим такую «красоту». Конечно, может это вынужденная мера; ну, места мало... Но со стихами то зачем так.
«Но как мне, начинающему стихотворцу, понять — хорошо или плохо я написал?» - спросите вы.
Так вот, чтобы ответить на этот, и не только этот вопросы я и начинаю данный цикл статей.
«Про что писать?»
1. Сюжет.
Писать можно про все что угодно, если это не карается уголовным кодексом, в крайнем случае пишите в стол. Не важно про что: про ветер, мокрую тряпку, варенье, разлуку. Главное, не нарушать целостность сюжета, а в случае с описанием чего-либо(леса, тоски, дождя и т.п.) не нарушать композиционного построения.
К примеру Вы пишите , допустим, про поход в лес:
Мы в лес идем сегодня
За свежими грибами
И я оделась модно
Иду сейчас за вами.
Осенний лес прекрасный
Я ягоды отведала.
День сегодня классный
Мы идем обедать.
(безымянный автор соцсетей)
Ну, написали и радуемся, а как же не порадоваться; прочитаем его родным, друзьям, разместим в соцсети, как комментарий к фотографии...
Открою «большую тайну»: никто из близкого окружения Вас не раскритикует. Не раскритикует из-за непонимания, любви, нежелания обидеть, даже злости (вроде увидит, как коряво, а не скажет, подсмеиваясь за Вашей спиной).
Для того, чтобы услышать критические отзывы на свое творение, прочитайте его незаинтересованному в Вас лицу или Вашему бывшему(или нынешнему) учителю литературы. Разместите стих на каком-нибудь серьезном сайте.
В первом случае Вы услышите достаточно сдержанную, непредвзятую оценку ваших литературных талантов, а во втором, который не для слабонервных, будете облиты ушатом грязи, что тоже бывает полезно. В обоих случаях все зависит от того, насколько сдержанно Вы умеете воспринимать и выслушивать критику. Только после этого Вы, еще пока, только задумаетесь о том, как стоит писать.
Разберем вышепреведенное стихотворение.
Итак, что имеем — поход за грибами. Тут все просто и понятно, но простите, причем здесь «Мы идем обедать». Мы же, вроде, за грибами, а не на обед пошли, или автор имеет ввиду, что они грибами обедают, тогда, причем тут ягоды. Или они ягод наелись и решили грибов не собирать. Непонятно.
Здесь автор или запутался во времени, что очень странно(чем-то похоже на машинный перевод — не находите?), или опустил основную часть рассказа(введение, вроде, есть, заключение, какое-никакое).
Вывод: не нарушайте целлостность сюжета, следите за тем, чтобы происходящие события были согласованы друг с другом.
С грибниками более-менее разобрались. Перейдем, пожалуй, к чувствам: любви, ненависти, тоски, вообщем неважно чего. Тут главное — экспрессии побольше, а то напишут, типа:
Наступила осень,
Падают листы,
Мне никто не нужен,
Кроме ты.
и довольны собой.
Не все так просто, дорогие читатели.
Возьмем две картины... Для общего развития советую сравнить китч и, допустим, барокко. Я мог бы написать в двух словах, но боюсь этим только навредить. Другими словами, дав Вам отрывочную информацию могу ввести Вас в заблуждение. Пусть живописью занимаются искусствоведы. А прозондировать этот вопрос советую, более того, настоятельно рекомендую - этим Вы обогатите свой словарный запас, от объема которого зависит стройность и элегантность ваших стихов, да и просто повысите свой уровень вхождения в культуру, что тоже немаловажно. Пусть это будет небольшим домашним заданием.
продолжение следует...
Комментарии
Эскандера
14.07.2014 в 19:51
Permalink
Очень интересная статья))
Анатолий Власов
14.07.2014 в 23:00
Permalink
С усердием стараюсь
С усердием стараюсь
Кіт 1
16.07.2014 в 0:20
Permalink
наступает осень,
наступила осень,
близится зима.
лес все листья сбросил -
и теперь нема.
Анатолий Власов
16.07.2014 в 17:13
Permalink
По теме
Отцвела капуста
У меня пропали
Половые чувства :)